"Ступай легко: ведь обитает
Она под снегом там.
Шепчи нежней: она внимает
Лесным цветам..."Здравствуйте!
Опьянённый печалью и серостью погоды, я решил спросить (вопрос в конце).
Моя смерть пугает меня только потому, что прожил жизнь зря. Это можно ещё исправить, наверное. Я оптимист.
Смерть близкого человека (уже свершившаяся или неминуемая будущая) страшнее в тысячу раз. Но и тут я верю, что с этим можно справиться. Как - не знаю, но верю, что можно.
И вот что меня
мучает больше всего, так это
внезапность смерти.
Когда ты не успеваешь с человеком попрощаться. Вот он ещё недавно был живой, улыбался тебе, а потом тебе сообщают, что его больше нет, чему ты никак не можешь поверить (все, кто угодно, только не он!); и теперь ты видишь: он (другой, холодный, неподвижный) лежит, как кукла, в ящике; и ты никогда больше с ним не поговоришь, не обнимешь его живое, тёплое тело, он ушёл - и эта
"незавершённость", недосказанность так и будет преследовать тебя до конца жизни; потому что ты
никогда эту "ситуацию" не изменишь; и ты думаешь: вернуть бы время, чтобы хотя бы (!) попрощаться, наговориться вдоволь, обнять крепко-крепко, посмотреть в живые глаза, попросить прощения и поставить точку во всём этом, "отпустить" ситуацию... Хотя бы на несколько часов... Но это невозможно.
Похороны как некий
ритуал прощания с человеком никак не выполняют свою задачу (для меня).
Неужели
можно и это решить?Скажите, пожалуйста, можно ли избавиться от этой "незавершённости"?
Или это так и будет преследовать всю жизнь?
Психотерапевтическая работа способна справиться и с такой проблемой? (4 вопроса об одном.)
"...Зарытому с ней в землю глухо
Мне жизни нет." (
Оскар Уайльд, "Requiescat.")
С уважением, я.
П.С. Начал я как-то читать одну книгу (И. Ялом?). Прочитав лишь пару абзацев до описания отполированных до блеска костей и кольцо, я чтение этой книги прекратил. Вероятно, поэтому вы для меня боги: вы
не боитесь и не отступаете даже перед такой темой. И смотрите на всё без тех самых розовых очков.
Возможно, когда я дочитаю/досмотрю то, на что смелости пока не хватает, я хоть немного к вам приближусь.
П.П.С. Хотя иногда мне кажется, что "спокойствие" в рассуждениях о смерти - это
самообман. Этого быть не может. Просто человек убеждает самого себя, например, в том, что смерть не так страшна. Или же старается просто не думать, не вспоминать, блокирует свои мысли, чувства, и поэтому говорит о смерти отстранённо, будто это и не он говорит, будто он и не о смерти говорит, а так, о лёгкой простуде.
Возможно, это не так...